Современные Энергетические Системы
Авиационная техника, энергосберегающее оборудование.
+78432460400
energsystem@yandex.ru
Казань
Заказать звонок
пн.-пт. 08.00-17.00 643440870
420012 Россия Республика Татарстан г Казань ул. Профсоюзная, 46/11 (основной офис)
energsystem
Оцените нашу компанию
Всего отзывов: 86 Средний балл: 5
 

Благоустройство территории - сокращение расходов

По мнению налоговых инспекторов, такие расходы непосредственно не относятся к каким-либо производственным зданиям и сооружениям и напрямую не связаны с коммерческой деятельностью организации. Следствие - отказ признавать эти расходы для целей исчисления налога на прибыль.

Вместе с тем для отдельных предприятий создание объектов благоустройства обязательно в силу действующего законодательства, нормативных технических документов в области промышленной безопасности либо санитарных норм.

В каких же случаях организация может учитывать расходы на благоустройство территории?

Расходы капитальные и текущие.

Расходы на благоустройство могут быть капитальными и текущими. К созданию новых объектов основных средств либо к изменению первоначальной стоимости уже имеющихся приводит устройство дорог с твердым покрытием (асфальтирование, бетонирование, мощение участков), устройство ограждений, систем освещения. К текущим расходам можно отнести затраты на поддержание используемых объектов основных средств в рабочем состоянии (на уборку территории, очистку от снега, высадку цветов на газонах, стрижку деревьев и кустарников и т.д.).

В соответствии со ст. 256 НК РФ амортизируемым имуществом признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено гл. 25 НК РФ), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 000 руб. Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта согласно положениям ст. 258 НК РФ и с учетом Классификации ОС

К примеру, организация осуществляет расходы по сооружению гостевой парковки, прилегающей к зданию торгового центра. Оборудование данной парковки непосредственно связано с осуществлением торговым центром своего прямого назначения - организации торговли с покупателями, расходы носят капитальный характер, значит, можно говорить о создании основного средства. В соответствии с Классификацией ОС площадки производственные с щебеночными и гравийными, грунтовыми, стабилизированными вяжущими материалами, покрытиями и колейные железобетонные (код 12 0001121) относятся к седьмой амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 15 лет до 20 лет включительно). Такое мнение высказали московские налоговики в Письме от 14.02.2006 N 20-12/11368.

Другой пример - нередко организации арендуют здания вместе с земельными участками. В состав арендуемых площадей включаются внутренние и внешние дворы с зелеными насаждениями. При этом арендатор несет определенные расходы по содержанию "зеленой" территории. По мнению Минфина, изложенному в Письме от 15.03.2011 N 03-03-06/1/136, такие расходы могут быть учтены в целях налогообложения прибыли в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ). Отметим, что в этом Письме чиновники сослались на требования Закона об охране окружающей среды

Однако зачастую контролирующие органы не признают расходы на благоустройство территории - на посадку деревьев, устройство газонов, цветников и т.д. Например, в Письме Минфина России от 30.10.2007 N 03-03-06/1/745 говорится, что расходы на благоустройство территории текущего характера, не связанные с коммерческой деятельностью организации, не учитываются в целях налогообложения прибыли, следовательно, не удовлетворяют критериям признания расходов, предусмотренным ст. 252 НК РФ.

Позиция контролирующих органов - нельзя признать расходы на благоустройство в целях исчисления налога на прибыль из-за того, что они не относятся к деятельности, направленной на получение дохода, - не всегда оправданна. Ведь в ряде ситуаций организации обязаны потратиться на благоустройство в силу производственной необходимости или требований законодательства. Приведем ряд примеров.

Обосновать расходы на внешнее благоустройство можно...

...требованиями законодательства РФ

о промышленной безопасности

В соответствии с пп. 4 п. 2 ст. 256 НК РФ объекты внешнего благоустройства не подлежат амортизации. Следовательно, в целях налогообложения прибыли капитальные расходы на их создание (приобретение) не учитываются. Расходы на благоустройство территории текущего характера также не учитываются в целях налогообложения прибыли, поскольку не связаны с деятельностью, направленной на получение дохода, то есть не удовлетворяют критериям признания расходов, предусмотренным ст. 252 НК РФ.

Вместе с тем, как полагает Минфин, для отдельных отраслей экономики создание производственных объектов благоустройства опасных производственных объектов (например, асфальтирование, посадка газонной травы, создание производственных площадок со щебеночным, гравийным, грунтовым и прочими покрытиями вблизи компрессорных цехов и газоперекачивающих агрегатов) обязательно в силу федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, нормативных технических документов в области промышленной безопасности.

В связи с изложенным финансисты полагают возможным начисление амортизации в целях налогообложения прибыли по объектам благоустройства, которые созданы в соответствии с требованиями актов нормативного правового регулирования безопасности и технической эксплуатации промышленных объектов (Письмо от 19.06.2008 N 03-03-06/1/362).

Если производственные объекты благоустройства компрессорной станции и промплощадки газораспределительной станции (асфальтирование, посадка газонной травы) созданы в соответствии с требованиями актов нормативного правового регулирования безопасности и технической эксплуатации магистральных газопроводов, то расходы на ремонт и техническое обслуживание указанных объектов, производимые на основании дефектной ведомости согласно требованиям названных нормативных правовых актов, могут быть учтены в составе прочих расходов налогоплательщика в силу ст. 260 НК РФ (Письмо Минфина России от 02.04.2007 N 03-03-06/1/203).

...производственной необходимостью

Зачастую проведение благоустройства территории связано с производственной необходимостью. Судите сами.

Предположим, основным видом деятельности организации является предоставление платных санаторно-курортных услуг. Вполне естественно, что ей необходимо озеленение территории. Мало того - такая обязанность лечебного учреждения прямо предусмотрена п. 2.7 СанПиН 2.1.3.1375-03. В этом случае расходы санатория на озеленение своей территории могут рассматриваться в качестве обоснованных расходов, так как напрямую связаны с обеспечением нормальных условий отдыха, то есть деятельности, направленной на получение дохода. К такому выводу пришел Минфин в Письме от 07.07.2009 N 03-03-06/1/443. При этом при удовлетворении критериям, предусмотренным ст. 256 НК РФ, объекты, в которые осуществлены указанные затраты, должны рассматриваться в качестве амортизируемого имущества. В противном случае данные затраты необходимо учитывать в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Другой пример - организация сдает в аренду помещение (то есть осуществляет предпринимательскую деятельность, связанную с получением дохода в виде арендной платы). Подъездные пути к зданию от автомагистралей отсутствуют или находятся в плачевном состоянии. В данном случае затраты по устройству автомобильных дорог также вызваны производственной необходимостью. Подобная ситуация рассматривалась в Постановлении ФАС МО от 12.10.2010 N КА-А40/12233-10. Налоговая инспекция пришла к выводу, что организация в нарушение пп. 4 п. 2 ст. 256 НК РФ неправомерно включила в состав расходов при исчислении налога на прибыль расходы, относящиеся к объектам внешнего благоустройства, а именно расходы на устройство автомобильных дорог с площадками для стоянки автомашин и озеленение территории.

Признавая решение инспекции недействительным, судьи исходили из того, что спорные расходы: вызваны необходимостью, так как территория имущественного комплекса, принадлежащего заявителю, отдалена от автодороги на расстояние 150 м и другие подъездные пути отсутствуют, прилегающая к участку дорога не позволяет производить остановку и стоянку вдоль проезжей части; обусловлены экономической целью - обеспечение доступа к складским площадям, сдаваемым налогоплательщиком в аренду для получения дохода. Суд пришел к выводу: спорные расходы подлежат учету при налогообложении прибыли, так как связаны с предпринимательской деятельностью организации по сдаче в аренду принадлежащих ей складских площадей, расположенных на указанном земельном участке, принадлежащем организации на праве собственности.

Неразрывно связанным с деятельностью, направленной на извлечение прибыли, арбитры считают и обустройство автостоянок (парковок) рядом с офисным зданием. Например, ФАС УО в Постановлении от 14.01.2010 N Ф09-10855/09-С2 в подобной ситуации поддержал налогоплательщика - владельца бизнес-центра. Судьи указали: данные расходы необходимы, поскольку организация выставок, деловых встреч, конференций, презентаций, мероприятий развлекательного характера должна сопровождаться удобным размещением личного автотранспорта посетителей бизнес-центра. Изначально отведенное по проекту место для парковки не удовлетворяло потребности бизнес-центра. Указанные обстоятельства налоговым органом не опровергнуты. Факт выполнения работ по устройству и асфальтированию площадок налоговым органом под сомнение не ставится, как и не оспаривается надлежащее документальное подтверждение расходов. Таким образом, спорные затраты судьи признали неразрывно связанными с осуществлением обществом основного вида деятельности.

...требованиями нормативно-правовых актов

Благоустройство территории может проводиться с целью соблюдения требований санитарных или строительных норм и правил, а также нормативно-правовых актов местных органов власти. В этом случае расходы на благоустройство можно смело учитывать при расчете облагаемой базы по налогу на прибыль. А в случае споров с налоговыми органами - обращаться в суд, который, как правило, в данной ситуации встает на сторону налогоплательщика. Например, это случилось в споре между организацией и налоговой инспекцией, который рассматривал ФАС ПО в Постановлении от 03.03.2009 N А12-15054/2008. Организация учла в расходах, уменьшающих облагаемую базу по налогу на прибыль, затраты на благоустройство и озеленение территорий автозаправочных станций. Налоговые инспекторы эти расходы не приняли, несмотря на то что факт выполнения работ подтвержден составленными в установленном порядке актами приемки выполненных работ, справками о стоимости выполненных работ.

Суд поддержал организацию, обосновав свою позицию следующим образом. В соответствии с пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ, кроме расходов, непосредственно перечисленных в указанной статье, допускается включение в состав прочих расходов также других затрат, связанных с производством и реализацией. При этом возможность принятия других затрат для целей налогообложения определяется по правилам, предусмотренным ст. 252 НК РФ. Если для осуществления деятельности в отношении отдельных налогоплательщиков различными правилами либо иными нормативными актами установлены специальные требования или условия, то расходы на выполнение установленных для осуществления такой деятельности требований признаются произведенными для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, поскольку соблюдение таких требований является обязательным условием осуществления производственной деятельности.

По мнению судей, вышеизложенное в полной мере распространяется на деятельность автозаправочных станций с учетом следующих положений. Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03), действовавшими в проверяемом периоде, для автозаправочных станций как источников негативного воздействия на окружающую природную среду устанавливались обязательные требования по созданию санитарно-защитных зон и их озеленению.

Правилами благоустройства городских территорий, обеспечения чистоты и порядка в городе, утвержденными постановлением городского совета народных депутатов, юридическим лицам, имеющим земельные участки, предписывалось осуществлять уход за зелеными насаждениями и газонами по действующим санитарным нормам и правилам. Указанные организации несут ответственность за содержание в чистоте и порядке отведенных им городских территорий. Таким образом, содержание городских территорий в чистоте и порядке, в том числе путем благоустройства и озеленения, - это публичная обязанность организаций, имеющих земельные участки на территории города. Выполнение указанной публичной обязанности является обязательным условием деятельности организации.

При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу: поскольку деятельность самого общества направлена на получение дохода, то и произведенные им в рамках осуществления этой деятельности расходы в силу положений п. 1 ст. 252 и пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ относятся к категории других расходов, связанных с производством и реализацией.

Налоговые органы в своих разъяснениях по вопросам отнесения для целей налогообложения расходов на благоустройство тоже нередко ссылаются на нормативно-правовые акты местных органов власти.

Например, УФНС по г. Москве в Письме от 14.02.2006 N 20-12/11368 согласилось с тем, что гостевая парковка, предназначенная для обслуживания торгового центра и находящаяся в границах предоставленного в аренду земельного участка, может быть отнесена к объектам амортизируемого имущества. При этом налоговое ведомство сослалось на п. 3.6 МГСН 4.13-97 "Системы нормативных документов в строительстве. Московские городские строительные нормы. Предприятия розничной торговли", утвержденных Постановлением Правительства г. Москвы от 03.03.1998 N 155. В нем говорится, что на земельном участке магазина и торгового центра или в их структуре, в том числе на подземных уровнях, следует размещать автостоянку. Расчетное количество машино-мест на автостоянке определяется согласно МГСН 1.01-99 (в том числе с учетом таблицы 9.3.2).

Приведем еще пример, когда судьи признают обоснованными затраты на озеленение, произведенное по требованию нормативных актов, - Постановление ФАС ДВО от 04.05.2008 N Ф03-А73/08-2/1322 <5>. Суд учел, что в силу ст. 39 Закона об охране окружающей среды на юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию зданий, строений и иных объектов, возложена обязанность проводить мероприятия по благоустройству территорий. Правилами благоустройства и содержания территории, утвержденными решением городской Думы, на собственников зданий, сооружений также возложена обязанность содержать в порядке прилегающую территорию, в том числе проводить текущий и капитальный ремонт, осуществлять уход за газонами, зелеными насаждениями. О необходимости работ по внешнему благоустройству в силу требований нормативно-правовых актов сказано и в Постановлении ФАС МО от 25.05.2011 N КА-А41/4670-11. Организация приобрела в собственность здание торгового комплекса. Как отметил суд, использование автопарковки, дорог, пешеходных зон, асфальтовых площадок, КПП, сетей наружного освещения, проведение работ по их благоустройству непосредственно связаны с использованием объекта недвижимости и бремя по их содержанию, в том числе проведению соответствующих работ по благоустройству, возложено на налогоплательщика как собственника данного имущества.

Читайте также